Баннер
Сейчас 57 гостей онлайн
Баннер

Исторический очерк

Наш Университет и молодой, и взрослый.

В 2011 году он торжественно праздновал свое 85-летие. Хотя отсчет времени в университетском статусе мы ведем с 1991 года, возник наш вуз в 1926 году, когда была создана Ленинградская школа профсоюзного движения. Ее для нужд своей культурно - просветительской работы основал Ленинградский губернский совет профессиональных союзов. Профсоюзы и сейчас являются учредителями Университета, образованного на базе того учебного заведения. А родителей, как известно, не выбирают и не меняют. Надо отдать должное ректору Университета и председателю его Ученого совета Александру Сергеевичу Запесоцкому, сумевшему убедить коллег сохранить "профсоюзную окраску" в названии нашего вуза. Гуманитарных университетов сейчас расплодилось множество - и государственных, и частных. Профсоюзный же - один.

В становлении и развитии Университета можно выделить четыре больших этапа.

Первый этап - 1926 - 1935 годы. Ленинградская школа профсоюзного движения обучала профсоюзных работников, вела подготовку и переподготовку культурно - просветительских кадров. В этот период работали три факультета: профсоюзной работы, профсоюзной печати и лекторский. Название нашего вуза периодически менялось. В 1933 году он получил название Высшая школа профсоюзного движения (ВШПД).

                                           

Второй этап - 1936 - 1947 годы. С 1936 года учредителем ВШПД стал Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), а это означало, что из местного, регионального наше учебное заведение было преобразовано во всесоюзное и стало готовить специалистов в области культуры для всех республик Советского Союза.

                                            

Третий этап - 1948 - 1991 годы. В 1948 году постановлением Совета Министров СССР Высшая школа профсоюзного движения была приравнена к государственным вузам.

В этот период Университет расширил направление обучения, началось формирование факультета по подготовке специалистов в области искусств (музыкального, театрального, хореографического). Вузу было присвоено новое название - Высшая профсоюзная школа культуры. Началась подготовка зарубежных специалистов: в ВПШК в то время учились студенты из Албании, Болгарии, Чехословакии, Вьетнама, Монголии, Лаоса. Государство высоко оценило заслуги ВПШК в подготовке кадров. В 1976 году она была награждена орденом "Знак Почета".

                                              

К 1991 году было завершено строительство новых учебных корпусов, возводимых по заказу ВЦСПС на протяжении почти двух десятков лет. Однако к концу 80-х годов в деятельности Школы Культуры явственно обозначилось отсутствие перспективных направлений. Перед вузом встала проблема не только переезда в новое здание, но и поиска своего лица, соответствующего новому времени и новым условиям.

1991 год стал наиболее драматичным в жизни Университета. Тому был целый ряд причин, главная из которых - отсутствие у Совета Профсоюзов какой-либо концепции его преобразования и развития. ВЦСПС прекратил финансирование Университета. Происходил коренной пересмотр концепции профсоюзов, смена приоритетов. Образовательная деятельность в эти приоритеты не входила.

Вот в таких непростых условиях в 1991 году, когда реально встал вопрос о дальнейшем существовании вуза, был образован Санкт - Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, а его ректором был назначен Александр Сергеевич Запесоцкий - молодой педагог, находившийся тогда в отпуске в связи с работой над докторской диссертацией. Новорожденный Университет переехал из скромных помещений, находившихся на Красной улице (ныне Галерная), в современные просторные корпуса из красного кирпича по улице Фучика, 15. Так начиналось восхождение Университета и формирование его лица, знакомство с которым впоследствии дало основание академику Д. С. Лихачеву назвать наш вуз Университетом будущего, Университетом ХХI века.

Разрабатывая концепцию Гуманитарного университета профсоюзов, А. С. Запесоцкий и его единомышленники исходили из понимания высшего гуманитарного образования не только как социального института подготовки человека к труду, но и как важнейшей социально - культурной системы, обеспечивающей личности возможность всестороннего развития своих способностей. В связи с этим Университет должен выступать как образовательный, научный и одновременно духовный центр, формирующий специалиста нового типа, отличающийся высоким уровнем обучения, нацеленностью на реальные потребности рынка труда, а также особой нравственной атмосферой, позволяющей объединить задачи образования и воспитания, подготовить человека к оптимальному существованию в обществе.

Концепция, выработанная А. С. Запесоцким, получила название "культуроцентристская".

                                         

В процессе исторического развития человечеством накоплен значительный опыт построения образовательных систем. Каждая из них строилась вокруг некой центральной идеи, давшей название всей системе. Так, в средние века существовала теоцентристская модель образования, которая предусматривала формирование специалиста на основе изучения религиозных текстов и их воспроизведения на память. В XX веке доминировали (и до сих пор существуют в некоторых странах) другие модели воспитания и образования. Так, техноцентристская модель, предусматривающая главенство технических знаний и ценностей индустриального общества, приводит к формированию специалистов, не способных оценить свои профессиональные действия в категориях добра и зла, предусмотреть экологические, нравственные и иные гуманитарные последствия тех или иных "правильных", с точки зрения техники, решений. Антропоцентристская модель строится на признании уникальности каждого человека и нацелена на максимальное развитие его самобытности. Это приводит к индивидуализму и эгоизму, неспособности понять другого, прийти на помощь. Социоцентристская модель, в отличие от антропоцентристской, строится таким образом, чтобы сформировать специалиста, максимально совпадающего по основным параметрам с неким так называемым "общественным идеалом". Эта модель приводит к нивелировке, обезличиванию людей, подавлению индивидуального, творческого начала.

В основе культуроцентристской модели лежит идея формирования специалиста на основе его максимального включения в процессе образования в различные пласты гуманитарной культуры, которая представляет собой отфильтрованные на основе исторического опыта "идеальные" образцы человеческой деятельности, максимально отвечающей объективным потребностям общества и в то же время позволяющей раскрыть и реализовать индивидуальные качества каждого человека. Эта модель и реализуется в Санкт - Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов.

Роль социально - культурной среды в оптимизации образовательного пространства трудно переоценить, особенно для иногородних студентов. Вузовская среда для них становится тем "вторым домом", где человек находит помощь и поддержку, понимание и сочувствие. Более того, профессионально - образовательная среда рассматривается не только как условие формирования профессиональной этики будущих культурологов, журналистов, юристов, экономистов, но и как способ преодоления негативных последствий восприятия многих ложных ценностей, бытующих в обществе и утверждаемых с помощью средств массовой информации. Последовательная оптимизация "зоны ближайшего развития" позволяет уже в стенах вуза заложить основу профессиональной этики, обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки, всестороннее развитие личности и воспитание социально ориентированного и общественно ответственного субъекта.

Разработанная в нашем Университете система формирования благоприятной зоны непосредственной жизнедеятельности студента многомерна. Университетская социально - культурная среда включает, во-первых, явления и факторы мирового и общероссийского масштаба. На базе СПбГУП каждый год проводятся десятки конференций, в которых принимают участие ведущие ученые России и других стран; в Университете систематически читают лекции крупнейшие специалисты различных отраслей знаний мирового уровня - достаточно назвать имена академиков И. В. Бестужева-Лады; Н. В. Карлова, Д. С. Лихачева, Н. Н. Моисеева, Б. В. Раушенбаха, профессоров С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, М. Б. Пиотровского, В. Т. Пуляева, Ю. У. Фохт-Бабушкина; видных писателей Д. А. Гранина, А. А. Вознесенского, В. В. Кожинова, Ю. Ф. Карякина, А. А. Нуйкина, М. М. Чулаки; режиссеров и актеров О. П. Табакова, Р. Г. Виктюка, И. О. Горбачева и других. Во-вторых, с первых дней обучения студенты погружаются в историко - культурное и духовное пространство Санкт - Петербурга (единственного города России, включенного в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), узнают его историю, архитектуру, традиции.

                                          

Университетский уровень социально - культурной среды обеспечивается путем организации сущностных для развития личности "полей жизнедеятельности", формирующих духовно - нравственную и социально - психологическую культуру студента. Типичным и характерным структурным элементом этого уровня стало для Университета Царское Село, в котором ежегодно проводится День посвящения в студенты. Атмосфера Царскосельского дворцово - паркового ансамбля воспитывает человека как гражданина Вселенной, дает представление о всех культурах и одновременно генерирует мощный духовный импульс российского патриотизма.


                                               

Другим элементом является организация встреч с деятелями культуры и искусства, которые становятся для студентов духовно - нравственными образцами. С первых дней существования Университета это происходило в самых различных формах (освящение вуза протоиереем отцом Богданом - настоятелем Николо-Богоявленского собора, учреждение института Почетных докторов Университета, привлечение к преподаванию ведущих деятелей культуры, науки, образования).

Первыми Почетными докторами Гуманитарного Университета стали:

  • олицетворяющий в общественном сознании образ Российского Гражданина, Интеллигента и Ученого академик Д. С. Лихачев,
  • выдающиеся композиторы нашего времени Г. В. Свиридов и А. П. Петров,
  • прима-балерина российского балета Н. М. Дудинская,
  • академик Российской академии художеств скульптор М. К. Аникушин,
  • великий музыкант М. Л. Ростропович,
  • писатель Д. А. Гранин и поэт А. А. Вознесенский,
  • актер К. Ю. Лавров.

Важно подчеркнуть, что деятельность Почетных докторов является разносторонней и многогранной. Они не только внесли большой вклад в разработку концепции гуманитарного образования, но и принимают активное участие в ее реализации.

Кроме выдающихся отечественных деятелей науки, культуры и искусства, духовное пространство Университета формировалось зарубежными учеными, в числе которых ректор Бристольского университета Д. Кингман (Великобритания) и ректор Линнского университета Д. Росс (США), приверженцы наиболее прогрессивных зарубежных идей гуманитаризации и гуманизации образования, объединения вузов разных стран в мировое университетское общество.

Гуманистическая суть культуроцентристской концепции заключается в том, что она обеспечивает непрерывность человеческого самосовершенствования. Главное в этой концепции - признание духовно - ответственного выбора и духовно - мотивированного поступка как основ личностной зрелости. Соответственно, суть образования и воспитания в рамках культуроцентристской концепции - не только и не столько наполнение памяти или развитие интеллекта, сколько "зажигание сердца", поиск высшего смысла жизни, того, что ее "освещает". Результат образования и воспитания - духовность личности как абсолютная ценность человеческой жизни, как залог внутренней целостности и духовного здоровья человека, а в условиях сегодняшнего "бессердечного времени" - и как условие выживания человека без потери человеческого облика и достоинства.

В качестве важнейшей задачи воспитания и образования в Университете рассматривается активизация "мыследеятельности" студента, стимулирование его "встречной" активности по усвоению культуры. Речь идет о формировании важнейшего качества личности - ее способности к самостоятельности в усвоении культуры. Самостоятельность мысли рассматривается как важнейший признак, характеризующий личность российского интеллигента независимо от его профессиональной принадлежности. Этот момент приобретает особое значение, поскольку в Университете впервые в качестве практической задачи сформулирована проблема формирования черт российского интеллигента как ведущая цель воспитания личности студента.

Сегодня есть все основания утверждать, что созданная и проверенная на практике модель гуманитарного вуза, базирующаяся на культуроцентристской концепции, создает необходимые предпосылки для комплексного решения образовательных и воспитательных задач. Она позволяет более эффективно использовать возможности гуманитарного образования в обеспечении культурной преемственности, в формировании молодого человека как творца социальной практики и собственной судьбы. Дополняя и обогащая сложившуюся государственную систему высшего образования, Санкт - Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов показывает пути и средства ее развития в условиях рыночной экономики, доказывает на базе собственных ресурсов способность содействия решению важных государственных задач по приумножению интеллектуального потенциала общества, подготовке кадров, отвечающих современным потребностям.

На главную страницу